Городское похоронное бюро
круглосуточная справочная
(4942) 301-631
вызов агента - круглосуточно

С 28 ноября Церковью установлен сорокодневный Рождественский, или Филиппов пост (накануне  поста празднуется память апостола Филиппа). В этот пост в понедельник, среду и пятницу  церковный устав предписывает вкушать растительную еду без масла, масло разрешается только в дни, когда совершается память великих святых (наябрь-29,30, декабрь- 6, 8,13,18,22,26, 2 января). Во вторник, четверг и воскресенье разрешается вкушение рыбы. В «двунадесятый» праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы  4 декабря (четверг), так же, разрешатся вкушение рыбы.

С 2 января до 7 (Рождества Христова) рыба не вкушается, пост усиливается, потому что начинаются дни предпразнства Рождества Христова и пост достигает своего апогея в т. н. последний день – Сочевник (Рожественский Сочельник). По обычаю в этот день строгий пост хранится до первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду, указывающую место рождения Спасителя мира.

Строгим постом, вкушением «кутьи с медом» лишь после службы «навечерия», Церковь напоминает о древнем обычае, когда оглашенные, люди   желающие  принять крещение,  готовились к принятию Таинства весь пост, а, после Крещения, в Сочельник, вкушали мед – символ сладости духовных даров. Кроме кутьи (вареный рис, или зерна пшеницы с медом), на «сочельнический» стол ставится компот из сухофруктов (узвар, как его называли в Малоросии). Святой Филарет, митрополит Московский высказывал свое мнение, что  строгость заключительных дней Рождественского поста и  Сочельника, связана с аналогией его с  Великим Постом –  Страстной неделей, Великой Субботой и Пасхой. Святой Амвросий Медиоланский так учил о достойном приготовлении к встрече праздника Рождества : «Поторопимся братия очистить себя от скверны  грехов, наполним сокровищницы души своей добродетелями, чтобы в этот святой день было чем утешить странников, облегчить скорби вдовиц и одеть нищих. Поторопимся быть искусными  в вере, облеченными милосердием, благоустроенными в образе нашей жизни».  После вечерней службы,  был обычай крестников посещать своих крестных отцов  и матерей, поздравлять их с праздником и приносить им кутию и пироги. Перед началом трапезы возжигаются лампады и свечи в доме, читаются молитвы, стол убирается сеном или соломой. Вкушением указанных блюд символически выражается рождение (компот) и смерть (кутья) Спасителя, солома и сено напоминает место рождения Его. Не лишним будет напомнить, что ночью совершается Рождественская Литургия, после которой, соблюдавшие пост, разговляются (пост - говение) праздничной трапезой символизирующей 12 наступающих месяцев года. Цель рождественского поста – в духовной подготовке к встрече праздника Рождества Христова, пришествия в мир Спасителя. Пост – духовное упражнение в воздержании, время для взгляда «внутрь» себя, в духовном делании. Он имеет целью содействовать преобладанию в христианине духовно-нравственных стремлений над чувственными.

Праздник Рождества, как праздник рождения Богомладенца, считается , по преимуществу, светлым детским праздником (украшение игрушками) . С давних пор у нас есть обычай, перешедший из Германии, на Рождество устраивать  елку.  «Вечнозеленая» ель служит символом «древа жизни», возвращенного людям с рождением Христа Спасителя. Свечи  и конфеты,  украшающие ее, служат символами духовного света просветившего мир с пришествием Христа  и плодов царства благодати, открывшегося с рождеством Богомладенца.

 Все члены семьи собираясь вокруг елки слушали рассказы о рождестве Христовом, пели песни и гимны, посвященные празднику, дарили подарки. Обязательными  в дни праздника  были раздача подарков и угощений детям, малоимущим, беднякам. Помощь бедным.

Установление праздника Рождества Христова имело важное значение для установления церковного календаря. В соответствии с ним, свое надлежащее место заняли с другие праздники связанные с Рождеством  - Обрезание (14 января), Сретение (15 февраля) и др.

1 января - гражданский Новый год, введенный Петром 1 в 1700г. для идентификации с новогодним празднованием в Европе. У православных - постный день. Отметим, что  Русская Православная Церковь придерживается календаря, установленного еще Юлием Цезарем (юлианского) в 46г. до Р. Х. и принятого вселенским собором в Никее (325г.).  Этот календарь связан с днем празднования Пасхи - христианская Пасха должна праздноваться после Пасхи еврейской.